«Почему он молчит?» или «Почему его никто не понимает?» — такие вопросы знакомы многим родителям. Вроде бы ребенок развивается, что-то говорит, но эти слова — как случайные звуки, а не полноценные фразы. Иногда ребенок вообще избегает общения, теряется среди сверстников и капризничает на ровном месте.
Разговоры родителей с друзьями или учителями не помогают — каждый советует «набраться терпения» или «подождать, пока перерастет». Но время идет, а ребенок по-прежнему не может выразить свои мысли или понять, что говорят другие. Именно здесь и нужна психоречевая коррекция — комплексный подход к восстановлению и развитию речи, понимания и общения.
Психоречевая коррекция: как помогают ребенку в центре «Ньютон»
Нарушения речевого развития — это не просто проблемы с произношением или бедный словарный запас. Сюда относятся сложности с пониманием речи других, неспособность составить фразу, тревога и застенчивость перед общением. Такие дети нередко замыкаются в себе, ощущая непонимание и неловкость, а родители видят только поведенческие последствия, не догадываясь о настоящих причинах.
Сигналы, указывающие на необходимость психоречевой коррекции
- Когда к трем годам ребенок говорит лишь отдельные слова или общается набором звуков, это повод обратить внимание на его речевое развитие.
- Иногда ребенок знает слова, но не может составить из них полноценное предложение. Такие трудности мешают общению, учебе и даже влиянию на самооценку ребенка.
- Если ребенок избегает игр с другими детьми, не любит отвечать на вопросы, это может быть связано с тем, что ему сложно выразить свои мысли или понять собеседника.
- Непонимание речи других. Сложности с восприятием устной информации тоже могут говорить о проблемах, требующих профессиональной коррекции.
Эти проблемы не исчезают сами собой, а с возрастом могут только усугубляться, влияя на общение и самооценку ребенка. Родителям важно понимать, что психоречевая коррекция способна эффективно помочь, даже если кажется, что ребенок просто «развивается по-своему».
Как применяется психоречевая коррекция
Работа специалиста начинается с диагностики: важно понять, где именно кроется проблема, какие аспекты развития нужно скорректировать. Это может быть и задержка речевого развития, и трудности с произношением звуков, и даже недостаток моторной координации, которая тоже влияет на формирование речи.
Логопеды, нейропсихологи и дефектологи работают над развитием связной речи, улучшением памяти и концентрации, а также над коррекцией поведенческих проблем. Далеко не всегда ребенок сразу начинает свободно говорить, но регулярные занятия дают видимые результаты:
- Работа над звукопроизношением и словарным запасом. Различные упражнения помогают ребенку освоить правильное произношение и расширить запас слов, что необходимо для полноценного общения.
- Развитие связной речи и навыков диалога. Специалисты учат ребенка составлять фразы, строить рассказы и понимать смысл услышанного, что помогает ему взаимодействовать с окружающими.
- Улучшение когнитивных функций. Занятия включают упражнения на развитие памяти, внимания и логического мышления, что важно для успешного освоения речи и коммуникации.
- Работа с тревожностью и застенчивостью. Психологи помогают ребенку справляться с эмоциональными трудностями, которые часто сопутствуют речевым нарушениям, возвращая ему уверенность в общении.
В детском медицинском центре «Ньютон» в Санкт-Петербурге учитывают не только уровень речевого развития, но и психологическое состояние ребенка, создавая комфортные условия для занятий и поддержки. Психоречевая коррекция проводится в игровой форме, что позволяет детям быстрее раскрыться и заинтересоваться процессом.
Важной особенностью центра является комплексный подход: здесь каждый ребенок получает всестороннюю помощь, начиная от логопедических занятий и заканчивая коррекцией эмоциональных и поведенческих трудностей.
Родители могут быть уверены, что специалисты центра «Ньютон» помогут их ребенку преодолеть трудности в общении и обрести навыки, которые откроют перед ним двери к полноценному развитию.