Маленькой Маше было три года, когда ее мама начала замечать, что девочка значительно отстает в развитии речи. В ее словарном запасе было всего несколько слов, и даже они звучали неразборчиво. Общение вызывало у девочки тревогу, она предпочитала жесты словам и часто плакала, если её не понимали. Педиатр и невролог в поликлинике успокаивал маму, утверждая, что «все придет с возрастом», но интуиция подсказывала, что проблема требует внимания другого специалиста.
Родители обратились в медицинский центр «НЬЮТОН» в Санкт-Петербурге, где логопед после диагностики выявил у Маши задержку развития речи, памяти и внимания, а так же нарушение тонуса мышц речевого аппарата. Началась работа, которая изменила жизнь семьи.
Речь ребенка развивается поэтапно, и каждый этап имеет свои возрастные нормы. Если нарушения замечены вовремя, специалист может скорректировать проблему, предотвратив ее дальнейшее влияние на обучение и коммуникацию.
Вот 10 признаков, которые указывают на необходимость консультации логопеда:
К году ребенок обычно начинает произносить простые слова: «мама», «папа», «дай». Если этого не происходит, это может указывать на задержку речевого развития. Начинать бить тревогу необходимо в 1,5 года.
В этом возрасте дети активно учатся строить фразы из двух-трех слов. Если речь звучит смазано или неразборчиво, важно проверить, насколько правильно ребенок артикулирует звуки. Это бывает связано с нарушением мышечного тонуса речевого аппарата.
Если ребенок говорит мало слов для своего возраста или его лексика развивается медленнее, чем у сверстников, это может быть сигналом проблем с восприятием и воспроизведением речи.
К четырем годам ребенок должен правильно согласовывать слова в предложениях: «мальчик играет», «девочка рисует». Если этого не происходит, может потребоваться работа логопеда.
Замена звуков («сапля» вместо «цапля», «вапа» вместо «лапа», ) или их пропуски требуют внимания. Чем раньше начать коррекцию, тем быстрее ребенок научится говорить правильно.
Если ребенок часто переспрашивает или не реагирует на просьбы, проблема может заключаться в нарушении фонематического слуха.
Эти процессы напрямую связаны с тонусом и развитием мышц речевого аппарата. Если у ребенка наблюдаются трудности с питанием, жеванием и глотанием, это может отражаться на речи.
Ряд неврологических заболеваний, может препятствовать качественному развитию речи и здесь для коррекции обязательны занятия с логопедом, который на этой проблеме имеют опыт работы.
Если ребенок избегает общения, замыкается в себе и не пытается взаимодействовать со сверстниками, возможно, ему сложно выражать свои мысли словами.
Речь тесно связана с когнитивным развитием. Если ребенку сложно усваивать новые знания, читать и писать, это может быть связано с незрелостью той или иной психической функции. Необходимо найти причину и проработать ее.
Логопедическая работа начинается с диагностики, где специалист оценивает:
На основе диагностики составляется индивидуальная программа коррекции. Она может включать:
В центре «НЬЮТОН» логопед составил для Маши программу, которая включала упражнения для развития артикуляции, игры на улучшение фонематического восприятия и задания на расширение словарного запаса. Уже через три месяца девочка начала говорить простыми фразами, ее речь стала разборчивее. Работа проходила не только с логопедом, а параллельно и с нейропсихологом.
Маша больше не боится общаться с другими детьми, ее мама отметила, что ребенок стал активно развиваться, занятия продолжаются.
Медицинский центр «НЬЮТОН» в Санкт-Петербурге — это команда профессионалов, которые знают, как найти подход к каждому ребёнку. Мы предлагаем:
Если вы заметили у своего ребенка признаки, требующие помощи логопеда, не откладывайте решение проблемы. Обращайтесь в медицинский центр «НЬЮТОН», и мы поможем вашему сыну или дочке заговорить с уверенностью и радостью.